Сергей Глазьев: 12 шагов для экономического развития России

Индикативное планирование в системе государственного регулирования экономики 7. Сущность и особенности индикативного планирования Как уже отмечалось в разделе 1, индикативное планирование является формой государственного регулирования экономики. В мировой практике известны два вида макроэкономического планирования: Директивное планирование является атрибутом централизовано-плановой экономики с ее административно-командной системой управления. Директива, как известно, есть указание, которое поступает от вышестоящего должностного лица или органа, и которое должно быть неукоснительно выполнено. Исходя из этого, суть директивного планирования заключается в детальной разработке большинства показателей деятельности предприятий и организаций на государственном уровне и обязательном их выполнении теми структурами, до которых они доведены. Такой подход к планированию, несомненно, несет в себе ряд недостатков, главными из которых являются отсутствие инициативы предпринимательства и неэффективное использование имеющихся ресурсов.

Формы индикативного планирования

Конституции государств Западной Европы и административное законодательство план, так же как и рынок, относят не к институтам социально- экономического строя, а к"нейтральным" институтам государственного регулирования движения общественной экономики. Другое дело, каким именно является государственное планирование. Необходимым элементом системы государственного регулирования экономики, без которой не обходится сейчас ни одно государство с рыночной экономикой, является индикативное рекомендательное планирование.

Так, главное содержание французского индикативного плана состоит в обосновании и определении целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. План служит основой проведения налоговой, кредитной, инвестиционной, страховой, ценовой, таможенной и лицензионной политики и политики субсидий, мер по формированию государственных и негосударственных секторов экономики.

Индикативное планирование: сущность и функции конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем.

Используемые меры сводятся, как правило, к денежно-кредитным механизмам. Рассматривая российский опыт можно констатировать факт, что развитие национальной экономики не осуществлялось на постепенном переходе от одной формы к другой, что не помешало успешному использованию стратегической формы. Определяющим критерием нам представляется также политика руководства страны, отдающего предпочтения тому или иному методу.

Сравнивая 5 и 6 планы экономического и социального развития Франции, выявлены следующие различия. Изменен механизм системы индикаторов. В отличие от плана 6, где индикаторы определялись каждые три месяца, в 5 плане они определялись ежемесячно или ежегодно. Также изменена качественная составляющая этого процесса.

В основу этого метода заложены важнейшие народнохозяйственные макроэкономические показатели индикаторы , к достижению которых должно стремиться общество. Принципиальное отличие индикативного планирования, системы его показателей - это их рекомендательный характер. Вместе с тем индикативное планирование остается одним из важнейших методов государственного регулирования экономики.

Предлагаемые в индикативном плане показатели достигаются через меры государственного воздействия - регуляторы. На макроуровне в качестве индикаторов используются показатели, характеризующие: В индикативном плане предусматривают также регуляторы и нормативы обязательные и рекомендуемые , посредством которых государство намерено управлять экономикой:

Индикативное планирование инвестиций. Предполагаемые результаты экономического и социального развития Украины и прогнозы рынка.

Эта технология позволит Европе обеспечить полный охват территории телевещанием. Проект подразумевает создание гибридного дизельного транспорта. В настоящее время это самый крупный проект из отобранных Агентством по промышленным инновациям. Смета его расходов — млн. Проект является совместной разработкой целого ряда компаний-партнеров с целью создания высокоэкологичных гибридных транспортных средств, использующих бензин.

Проект направлен на создание новых технологий по производству компьютерных чипов на основе смарт-карт [10]. Согласно закону о бюджете г. Правительство призвало областные власти поддержать политику модернизации и усилить государственные дотации за счет локальных вливаний. Форму и объем подобной помощи региональные власти будут определять самостоятельно. Если предприятие отвечает двум требованиям занято в проекте, связанном с исследованиями и развитием технологий, а также является участником одного из зарегистрированных полюсов , ему предоставляются следующие налоговые льготы: Совокупность льгот сокращения налогообложения в течение трех лет не должна превышать рубеж в тысяч евро для каждого предприятия — участника программы.

Определенные налоговые послабления предусмотрены и для персонала, занятого в прогрессивных научных проектах. Например, для некоторых категорий работников полюсов конкурентоспособности исследователей, инженеров, менеджеров, юристов и др. Максимальная продолжительность применения этих льгот — шесть лет [9].

Индикативное планирование

Методы экономического воздействия государства на реализацию индикативных планов и целевых программ Введение к работе Актуальность темы исследования. Процесс реформирования российской экономики, направленный на создание основ рыночного хозяйства, проводился в условиях снижения роли государственного регулирования. Пассивное государственное регулирование обусловило недооценку его планирующей роли. Демонтаж существующих, пусть и несовершенных плановых структур, осуществлялся без создания новых, способных эффективно управлять воспроизводственными процессами.

Уход от сложившейся системы планирования привел к несогласованности действий государства и отдельных субъектов экономики, резкому падению производства, снижению уровня жизни населения, росту несбалансированности в развитии различных отраслей; экономики, увеличению диспропорциональности между накоплением и потреблением, инвестициями, возмещением средств производства, что предопределило объективную необходимость появления новых форм государственной координации экономического развития страны.

Потребности государственного регулирования в экономике:

Однако до сих пор, к сожалению, индикативное планирование в России Без такого плана сложно обосновать направления и размеры инвестиций.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке"Файлы работы" в формате В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция укрепления экономической самостоятельности регионов. Данная тенденция диктует необходимость регулирования социально-экономических процессов территории. Основная регулирующая роль в этом процессе должна исходить от государства, создающего предпосылки для развития такой формы управления, как индикативное планирование, через проведение интенсивной социальной, внешнеэкономической, промышленной политики, создание правовых и законодательных аспектов развития экономики, а также в рамках прямого государственного управления важнейшими жизнеобеспечивающими системами — научно-технической сферой, инфраструктурой.

Белгородская область входит в число регионов России, которые в управлении социально-экономическим потенциалом территории используют индикативное планирование, в частности, частичное использование данного планирования можно наблюдать в системе управления региональными инвестициями. Так, с декабря года в области реализуется Программа реформирования управления системы управления общественными финансами Белгородской области [4], содержащая методы индикативного планирования.

Индикативное планирование инвестиционной деятельности

Опыт разработки и применения индикативного планирования в России После принятия закона ФЗ от 20 июля г. Но до настоящего времени этот закон прошёл только первое чтение и в окончательном третьем чтении его не видно. Тем не менее есть проект этого закона и экономические ведомства используют основные положения в своей практике .

Назначение ИП в России: ИП должно быть инструментом государственного воздействия на социально ориентированную российскую экономику, эта роль предполагает реализацию ряда функций: ИП должно ориентировать хозяйствующие субъекты на выбор наиболее эффективной стратегии хозяйственного поведения в условиях рынка; 2.

Глава 3. Формирование индикативного планирования на основе государственного Методика разработки государственных инвестиционных программ.

Индикативное планирование в торфяной промышленности: Индикативное планирование, другими словами, это процесс формирования системы параметров индикаторов , которые характеризуют состояние и развитие, как отдельных отраслей, так и экономики страны в целом, соответствующие государственной социально-экономической политике, а также становление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Составленные плановые документы содержат лишь общие контуры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях. В отличие от директивного планирования, индикативное — предусматривает равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлечённость в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов. Таким образом, индикативное планирование — это разновидность государственного регулирования, которое носит характер прогноза и представляет собой программы, составляемые с целью помощи хозяйствующим субъектам РФ и, например, торфяным компаниям ориентироваться при разработке собственных планов на видение экономического будущего государственными органами и привлечёнными ими научными организациями.

Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех торфяных компаний, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

Ваш -адрес н.

Механизм межуровневого и межведомственного взаимодействии в процессе индикативного планирования развития сферы бытового обслуживания населения в Московской области Реализация всех вышеприведенных требований и рекомендаций будет способствовать, по мнению автора, формированию в Московской области системы индикативного планирования сферы бытового обслуживания населения, направленной на эффективное развитие данной сферы.

Эльф ИПР, , с. Научные подходы к государственному планированию социально-экономического развития. Эволюция форм государственного планирования в России.

Индикативное планирование: теоретический и практический опыт . отраслей, инвестиции в которые поощрялись экономическими.

Экономика и управление народным хозяйством Количество траниц: Роль и сущность индикативного планирования в переходной экономике. Сущность и функции индикативного планирования 1. Формы и этапы развития индикативного планирования в системе государственного регулирования рыночной экономики. Предпосылки формирования индикативного планирования в Республике Адыгея 2. Анализ республиканских и федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Адыгея. Оценка влияния государственной экономической политики на состояние экономики Республики Адыгея Глава 3.

Формирование индикативного планирования на основе государственного инвестиционного программирования. Методика разработки государственных инвестиционных программ 3. Обоснование критериев отбора инвестиционных проектов для включения в государственную инвестиционную программу 3. На примере Республики Адыгея" Актуальность темы исследования.

Формирование рыночных отношений в России при доминировании либерально-монетаристской парадигмы ставило предприятия в условия непредсказуемости внешней среды. В результате на уровне хозяйствующих субъектов принимались решения, обеспечивающие достижение целей в краткосрочном периоде, снизилась инвестиционная активность предприятий. На сегодняшний день состояние российской экономики характеризуется разрушением структурных и технологических взаимосвязей, резким снижением объемов производства, увеличением темпов инфляции и затяжным инвестиционным кризисом.

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно- координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъекты финансовой деятельности через экономические регуляторы. Главная цель индикативного финансового планирования - опре-деление предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов - регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации и других. Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономичес-кие процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития.

Сложившаяся во Франции система государственного планирования функционирует как и основой программ государственных и частных инвестиций.

Петропавловск-Камчатский , кандидат экономических наук Индикативное управление хозяйством прибрежных территорий: Показано, что применение индикативного управления дает возможность улучшения координации действий и реализации рыночных задач на базе имеющихся ресурсов Ключевые слова: Используемые сегодня различные формы управления подразумевают наличие соответствующей децентрализованной управленческой структуры с участием органов власти и коммерческих участников, а значит, это предполагает наличие полномочий и соответствующих ограничений в их деятельности в интересах достижения необходимых экономических результатов.

В настоящее время под индикативным управлением экономикой понимается механизм государственного регулирования хозяйства, в основе которого лежит совокупность стратегий и целей управления, единство методов и критериев оценки результатов управления, системность механизмов воздействия на субъекты и объекты управления. Необходимо, однако, отметить, что ни в мировой, ни в отечественной экономической теории и практике данная формулировка не является повсеместно принятой, хотя и часто используется в различных исследованиях.

Это связано с тем, что Совет Федерации еще в г. В последующие годы в частности, в г. Индикативное планирование зародилось в конце х начала х гг. В последующий период оно получило свое развитие в Швеции, Японии, США, а также в ряде развивающихся стран, в частности, в Индии, Мозамбике и некоторых других.

Индикативное планирование за рубежом: подходы и эволюция развития

Являясь методом государственного регулирования и давая возможность частному сектору экономики более адекватного видения будущего, индикативное планирование играет важную роль для предпринимателей, корпораций, фирм, предприятий в качестве плана-прогноза, позволяющего лучше ориентироваться в долгосрочной экономической конъюнктуре при разработке собственных планов на средне- и долгосрочную перспективу. Индикативные планы оперируют показателями-индикаторами, относящимися в основном к макроэкономическому уровню, которые устанавливаются в виде коридоров с нижним и верхним значением и носят векторный характер.

Индикативный план отражает формирование макроэкономических, межотраслевых и межрегиональных пропорций, а его возможности регулировать развитие связаны, прежде всего, с параметрами, охватывающими стратегические сектора экономики.

Заслуживает внимания институт индикативного планирования и внедрение инновационных и инвестиционных целевых государственных программ;.

В рыночной системе хозяйствования используется также индикативное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно- координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъекты финансовой деятельности через экономические регуляторы. Главная цель индикативного финансового планирования - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов - регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации и других.

Индикативный план должен научно обоснованно отражать экономические процессы и адекватно согласовывать отдельные параметры развития экономики и финансов, направлять их в необходимое русло в соответствии с долгосрочными тенденциями развития. Это касается, во-первых, необходимости соблюдения экономического равновесия по разным системам, показателям натурально-вещественная и стоимостная сбалансированность, стабилизация цен, соответствие доходов и расходов, равновесие платежного баланса и т.

Во-вторых, индикативный план должен обеспечивать необходимые структурные изменения в национальном хозяйстве, в том числе и путем инвестиций. Перечень приоритетов при индикативном планировании зависит от направлений экономической и социальной политики; это могут быть ликвидация диспропорций развития, инвестиционная деятельность, модернизация производства, обеспечение конкурентоспособности продукции, развитие науки, образования, жилищное строительство, социальное преобразование и другое.

Индикативное планирование осуществляется также на местном уровне. Здесь также обязателен принцип согласования интересов государства, региона, хозяйствующих субъектов предпринимателей. Что представляет собой система финансовых планов?

Стратегическое и индикативное планирование

Однако до сих пор, к сожалению, индикативное планирование в России сталкивается с большими трудностями и противоречиями. Противники индикативного планирования игнорируют реальную общемировую практику и создают нередко красочные мифы, не имеющие ничего общего с действительностью. Остановимся на наиболее распространенных из них. Индикативное планирование не отличается от директивного.

Утверждение федеральным законом индикативного плана невозможно, так как рыночной экономике не свойственно директивное планирование. На самом деле индикативное планирование, как уже отмечалось выше, служит достижению долгосрочных целей экономического развития страны методами косвенного воздействия на предприятия и не имеет ничего общего с директивным планированием, когда спускаемые сверху планы безальтернативны и приравниваются к приказу.

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, деятельность государственных органов инвестиционной деятельности, развитии человеческого потенциала и.

Индикативное планирование пытается сочетать преимущества децентрализации и централизованного планирования. Экономический рост может запаздывать из-за пессимистических ожиданий: Централизованное планирование потребовало бы от фирм осуществлять инвестиции, но считается, что это слишком жестко. При индикативном планировании правительство стремится разрабатывать прогнозы деловой активности для различных отраслей, которые, в случае если им поверят, убедили бы каждую фирму, что ее собственные инвестиции будут рентабельными.

Из-за сложности прогнозирования технического прогресса и изменений вкусов сомнительно, что индикативное планирование может действовать лучше по сравнению с простым провозглашением общих целей макроэкономической политики. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями.

Газетный дождь #1258 Выпуск от 6 октября 2017